Среда, 08.05.2024, 20:42
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

исследовательский проект "Воздух - невидимка"
Исследовательский проект
«Воздух невидимка»



Участники проекта:
дети подготовительной группы №11
«Кораблик»
Руководитель:
Рыцарская Н. В.

Вид, тип: проекта: коллективный, исследовательский.
Цель: познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.
Сроки проведения: короткосрочный.
Участники проекта: 18 человек подготовительной группы, воспитатель.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Продукт проекта: публикация на педагогическом сайте.
2. Гипотеза
Гипотеза: можно предположить что, посредством изучения различных источников и экспериментов дети смогут охарактеризовать то, что нас окружает.
Объект исследования: воздух
Цель: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
*обучающие – обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, вес, сжимаемость, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).
*развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.
*коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.
*воспитательные – воспитывать социальные навыки: умение работать в группе; объяснить необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, привлечь внимание детей к тому, что деятельность людей влияет на качество воздуха.
1 ЭТАП - Планирование
• Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
• Узнать про воздух, как можно больше.
• Провести опыты с воздухом.
• Подбор литературы для проведения опытов.
2 ЭТАП - Реализация проекта
• Беседа с детьми «Воздух. Почему мы его не видим»
• Подбор оборудования и материалов (воздушные шары, ёмкости с водой и соломинки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, свечи, спички, емкости с водой и пластмассовые стаканчики, иллюстрации, картины с изображением ветреной и безветренной погоды);
• Наблюдение на прогулке за состоянием воздуха.
• Проведение опытов в группе ДОУ с детьми.
• Решение проблемных вопросов: «Чем дышат люди?», «Что такое воздух?», «Как можно увидеть воздух?», «Зачем воздух нужен людям и растениям?».
• Создание картотеки занимательных опытов про воздух.
3 ЭТАП - Публичная защита проекта
• Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом.
• Оформление проектной папки.
• Публикация проекта на педагогических электронных сайтах.
В результате реализации проекта дети узнали:
1. Где находится воздух.
2. Роль воздуха в жизни человека.
3. Роль воздуха в жизни животных.
4. Роль воздуха в жизни растений.
5. Для чего нужен воздух.
6. Свойства воздуха.
7. Способы очищения воздуха.
8. Правила юного исследователя.
В результате реализации проекта дети научились:
1. Выполнять действия по организации экспериментов с воздухом.
2. Задавать вопросы, искать ответы.
3. Видеть проблему по определенной теме.
4. Формулировать цель, планировать задачи.
5. Выдвигать гипотезы и проверять их.
6. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
7. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
Приложение
Конспект познавательного занятия:
«Воздух – невидимка»
Программное содержание:
- Обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах (прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, при движении образует ветер, может нагреваться и охлаждаться).
- Развивать интерес к исследовательской деятельности, устанавливать простейшие связи, делать выводы.
- Привлечь внимание детей к тому, что деятельность людей влияет на качество воздуха.
Материал:
Стакан с соломинкой, свечи, спички, воздушные шары, полиэтиленовые пакеты, емкости с водой и пластмассовые стаканчики.
Ход занятия:
Воспитатель: послушайте сказку про мышонка, который хотел все знать на свете. Однажды Мышонок захотел узнать, что такое воздух и откуда он берется. Мама мышонка решила загадать ему загадку:
Невидимка озорной
Живёт рядышком с тобой,
Он невидим и неслышим,
И куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём. (воздух)
Мышонок очень невнимательной слушал маму, и не смог понять, почему воздух невидимый.
Ребята, давайте ему докажем, как можно найти воздух – невидимку и почему эта загадка про воздух.
-Как же его можно обнаружить, если воздух невидим?
Давай с вами проведем эксперимент в пакетами.
Опыт.1
Детям даются полиэтиленовые пакеты. Для того чтобы доказать, что воздух невидимый, нужно пакет раскрыть, взмахнуть им и руками обратно его закрыть. Пакетик надувается. Вывод значит там есть воздух.
Опыт 2.
Посмотрите, у мышонка стакан. Мама ему сказала, что в стакане находится воздух. Мышонок ответил маме, что стакан пуст. Давайте мышонку покажем, что он ошибается и в стакане тоже есть воздух.
Для этого вам нужно перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой. Обратить внимание, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 3.
Давайте в стакан нальем немного воды и вставим в него соломенную трубочку. Предлагаю вам доказать, что и там находится наш воздух – невидимка. Для этого вам нужно как можно сильнее в нее подуть. Чем сильнее вы дуете, тем больше пузырьки, в этих пузырьках и находится воздух.
Вывод: воздух находится в стакане с водой.
Решил мышонок спросить у мамы, как же можно почувствовать?
Ребята, как вы думаете и ответьте на этот вопрос.
Ответы детей
Нужно подуть на ладони, получается ветер.
Физминутка «Ветер»
Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо
Закачалось деревцо. руки вверху, наклоны
Ветерок всё тише, тише. приседание
Деревцо всё выше, выше. поднимание вверх на носочках
Опыт. 4
- Ветер – это есть движущийся воздух.
Посмотрите на свечи, что происходит с огоньками?. Правильно они колышутся, так как ветер их движет. Если вы сильнее подуете, что произойдет с огоньками? Да ребята, они потухнут.
Вывод: воздух вокруг нас мы чувствуем при малейшем движении ветра.
Тогда мышонок спросил у мамы: а зачем он нужен, этот воздух? (мы дышим воздухом, кислородом).
-Кому нужен кислород для дыхания? (животным, птицам, насекомым, людям, рыбы тоже дышат кислородом, растворённым в воде)
Воспитатель. А я вот знаю, что кислород нужен не только живым существам. Ребята, кому ещё нужен кислород? (фабрикам, заводам, машинам для работы)
Опыт 5.
Вот посмотрите, я положила на блюдце бумажку и зажгла её. Теперь накрою её стаканом – посмотрите, что случилось? (огонь погас)
- Почему?
Вывод: для поддержания горения был использован весь кислород, который находился в стакане.
- Неуемный мышонок спросил у мамы, а почему тогда на земле не уменьшается кислород? Ребята, ответьте на этот вопрос Мышонку.
( Потому что на Земле есть зелёные растения. Чем больше зелени, тем чище воздух).
Все понял Мышонок и поблагодарил свою маму.
Ребята, а я вам принесла шарики. Они так и называются - воздушные. Вот в них можно найти сразу много воздуха. Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике.
Опыт 6.
Ребята, но шарик сильно надувать нельзя, он может лопнуть. Почему?
(Воздух весь не поместится, так что главное – не перестараться).
А сейчас я хочу устроить небольшое соревнование, кто больше надует шарик? А потом мы на этих шариках отправимся в небольшое путешествие и закрепим наши знания о воздухе.
Картотека опытов с воздухом
Опыт № 1. Обнаружение воздуха.
Цель: увидеть, что воздух занимает место.
Технологический процесс: какими способами можно доказать, что воздух не пустое место? Надо продемонстрировать его наличие.
1. Взять полиэтиленовый пакет, скрутить его, он стал выпуклым. Почему? Потому что внутри пакета находится воздух.
2. Опустить в банку с водой пустую бутылку, из неё пойдут пузырьки. Что это? Это воздух.
3. Возьмем веер. Помашем веером перед лицом. Мы почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не прикасался. Значит, между веером и лицом есть какое-то тело. Это воздух.
4. Закрепим на дне стакана ватку. Перевернем его и опустим в емкость с водой. Вынем стакан и посмотрим на ватку. Она не намокла, так как вода не попала в перевернутый бокал. Кажется, что стакан пуст, но на самом деле это не так. Он заполнен воздухом, и в нем нет места для воды. Вот почему вода не затекает внутрь стакана и ватка остается сухой. Это показывает, что воздух занимает место.
Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду.
5. Загадочные пузырьки».
Оборудование – емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.
Дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).
6. «Поиск воздуха».
Оборудование – султанчики, ленточки, флажки, пакет. Воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процесс на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец
которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.).
«Надувание мыльных пузырей».
Задача – обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.
Оборудование – соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.
Взрослый вместе с детьми по алгоритму разводит мыльный раствор и надувает разные по размеру пузыри. Проводит конкурс «Самый большой пузырь». Выясняет, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку). Обсуждают, как надуть самый большой пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).
Опыт № 2. Прозрачность.
Цель: показать, что воздух прозрачен.
Технологический процесс: сравним воздух с непрозрачными предметами.
Возьмем лист бумаги. Он непрозрачен – через него мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно.
Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы.
Опыт № 3. Отсутствие запаха.
Цель: показать, что чистый воздух ничем не пахнет.
Технологический процесс: возьмём апельсин. Почистим его и сразу почувствуем соответствующий запах, распространяющийся в помещении. До этого ничем не пахло.
Вывод: чистый воздух ничем не пахнет. Гипотеза № 3 подтвердилась.
Опыт № 4. Воздух имеет вес.
Цель: проверить, имеет ли воздух вес.
Технологический процесс: Возьмем два шарика одинакового размера и веса. Надуем их и завяжем концы с помощью ниток. Закрепим шарики на двух концах стержня. Привяжем нитку к центру стержня и повесим так, чтобы стержень был параллельно земле. Проколем один шарик иголкой. Ровно висящий стержень перевешивается в сторону надутого шарика.
Вывод: надутый шарик тяжелее, чем сдутый, из-за воздуха внутри него. Вот почему конец стержня с надутым шариком наклоняется. Это показывает, что воздух имеет массу. Гипотеза № 4 не подтвердилась.
Опыт № 5. Ветер - движение воздуха
1.Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).
2.Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха.
3.А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).
4.Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).
Опыт № 6 Воздух – легче воды
1.Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?
Вывод: Воздух легче воды.
2.«Пузырьки-спасатели».
Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Оборудование – стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); Что происходит на дне. Почему пластилин всплывает и снова падает. Что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с детьми взрослый определяет в виде сериационного ряда, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.
3.«Морской бой».
Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Оборудование – емкость с водой, бумага (прямоугольник) для корабликов.
Взрослый вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут утонуть). Затем предлагает поиграть в морской бой, для чего сделать кораблики из бумаги и топить корабли противника. Дети делятся на рапы и дуют на лодки друг друга (одновременно или по очереди), пока чья-нибудь не перевернется. Взрослый определяет победителей, обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать
4. «Что в пакете?»
Задача – выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
Оборудование – два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.
Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух. Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.
Опыт № 5. Сжимаемость и упругость.
Цель: проверить воздух на сжимаемость и выяснить имеет ли он упругость.
Технологический процесс: 1. Возьмем шприц и потянем поршень, так чтобы шприц заполнился воздухом. Заткнем пальцем отверстие вверху шприца. С силой надавим на поршень. Затем отпустим его. Из-за сильного давления воздуха внутри шприца поршень выстреливает с большой силой, возвращаясь в исходное положение.
2. Ударим мячом об пол. Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.
Вывод: из-за надавливания на поршень воздух внутри шприца сжимается, что приводит к увеличению силы, с которым он воздействует на стенки шприца и на палец. Когда поршень возвращается в исходную позицию, сжатый воздух расширяется и снова заполняет весь шприц. Таким образом, воздух сжимаем и упруг. Гипотеза № 5 подтвердилась.
Опыт № 6. Воздух не имеет сопротивления.
Цель: проверить такое свойство воздуха, как сопротивляемость.
Технологический процесс: сделаем маленький парашют и опустим его с высоты. Понаблюдаем за тем, как он медленно опускается. Почему? Потому что воздух замедляет падение.
Вывод: воздух поддерживает и расширяет купол, замедляет падение, то есть сопротивляется. Гипотеза № 6 не подтвердилась.
Опыт № 7. Горячий воздух легче, чем холодный.
Цель: проверить, что горячий воздух легче холодного.
Технологический процесс: Нарисуем на бумаге спираль и вырежем ее. Заточенным карандашом проделаем небольшое отверстие в центре спирали. Проденем через него нитку. Подержим спираль над электрическим нагревателем. Спираль начинает вращаться вокруг своей оси.
Вывод: Температура воздуха над нагревателем начинает повышаться. Горячий воздух поднимается и вступает в контакт с бумажной спиралью, проходя между ее витками. Воздух давит на витки, заставляя спираль вращаться. Гипотеза № 7 подтвердилась.
Опыт № 8. Воздух расширяется и сжимается.
Цель: доказать опытным путем, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Технологический процесс: Возьмем пустую бутылку и две емкости с горячей и холодной водой. Используя резинку, закрепим шарик на горлышке бутылки. Поставим бутылку в емкость с горячей водой. Мы увидим, что шарик начинает надуваться. Поставим эту же бутылку в емкость с холодной водой. Шарик сдувается.
Вывод: Воздух состоит из очень маленьких частиц, которые называются молекулами. Когда бутылка находится в горячей воде, тепло заставляет молекулы внутри нее удаляться друг от друга. Из-за этого воздух внутри бутылки расширяется и поэтому ему нужно больше места. Он поступает в шарик и надувает его. Когда бутылка погружается в холодную воду, молекулы начинают сближаться, в результате чего воздух помещается в бутылке. Расширение и сжатие воздуха приводит к тому, что воздушный шарик соответственно увеличивается и уменьшается в размере. Гипотеза № 8 подтвердилась.
Опыт № 9. Воздух давит одинаково во всех направлениях.
Цель: проверить, что давление воздуха равномерно.
Технологический процесс: Полностью заполним стакан водой. Положим открытку на стакан. Перевернем стакан, придерживая открытку. Аккуратно отпустим открытку. Открытка держится на стакане и не падает.
Вывод: Воздух оказывает давление на стенки стакана. Он также давит с внешней стороны и на открытку. Поэтому она не падает. Гипотеза № 9 подтвердилась.
Опыт № 10. Воздух необходим людям, животным и растениям.
Цель: показать, что воздух нужен для жизнедеятельности человеческого организма и растений.
Технологический процесс:
1.Проведем опыт с задержкой дыхания. Закроем ладошками рот и нос. Вдохнем воздух и сосчитаем, сколько можно продержаться без воздуха. Какое было желание? Открыть нос.
2. Взять соломинку и стакан с водой, выдыхать через соломинку воздух. Выходят пузырьки. Что находится в пузырьках? В пузырьках - воздух, значит, внутри нас находится воздух.
3. Взять два растения. Одно со свободным доступом воздуха, а другое накроем банкой. После длительного времени растение под банкой завяло. Вывод: Мы дышим воздухом, кислородом. Он необходим для жизни. Без воздуха мы просто погибнем. Растениям также как и нам для жизни нужен воздух. Гипотеза № 10 подтвердилась.
Категория: Мои статьи | Добавил: Natali22 (23.07.2016)
Просмотров: 2678 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]