Понедельник, 20.05.2024, 04:45
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Особое место в развитии личности ребенка занимает изобразительная дея¬тельность. Развитие детской изобразительной деятельности тесным образом связа¬но с развитием мотивационной сферы личности ребенка. Важным условием разви¬тия детского изобразительного творчества является овладение ребенком навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на заня¬тиях рисования, в данном случае на занятиях по декоративно-прикладному искус¬ству. В рамках программы воспитания и обучения детей «Радуга», такому разделу в организации изобразительной деятельности детей как декоративно-прикладное искусство выделено не так много времени для развития креативных способностей детей. В ситуации выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколениям, следует предоставить возможность знать истоки национальной культуры и искусства. Особенно, когда западные эталоны другой культуры ненавязчиво внедряются в повседневную жизнь детей через мультфильмы, игрушки, речевые обороты, и т.д. Актуальность темы стала очевидной, когда при практической работе с детьми выявился большой процент детей, не стремящихся к творческому выполнению заданий.
Приобщение к народному декоративно-прикладному искусству не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, мо¬гут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Включение ребенка в художественную деятель¬ность на основе материала народного творчества будет способствовать полно¬ценному эстетическому воспитанию ребенка, развитию чувства Родины, приоб¬щению к культуре русского народа, и, конечно же, развитию художественно-творческих умений.
Художественно-творческие умения рассматриваются нами как основанное на интересе умение пользоваться ранее приобретенными знаниями, умениями и навыками по изобразительной деятельности для создания субъективно нового продукта.
Тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с разными сферами пси¬хического и личностного развития позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматри¬ваться, как становление творчества в дошкольном периоде развития.
Педагогическая ценность познания декоративно-прикладного искусства объ¬ясняется следующими важными причинами: произведения этого вида искусства по¬зволяют воспитывать в детях старшего дошкольного возраста определенную куль¬туру восприятия материального мира, способствуют формированию эстетического отношения к действительности, помогают глубже познать художественно- выразительные средства других видов изобразительного искусства.
Многие работы народных мастеров дети воспринимают глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру. Народное искусство в своих характеристиках (простота, завершенность формы, обобщенность образа), близко детскому восприятию, понятно, и это позволяет взрослым естественным путем приобщить детей к духовной культуре своего народа, познать истоки национальной культуры и искусства. Программное содержание занятий предполагает постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности: мотивов, целеполагания, комплекса действия, от восприятия, замысливания до изобразительных и контрольно-оценочных действий. Одновременно с этим усложнение программного содержания идет по линии увеличения степени самостоятельности детей и творчества. Это определяется уровнем знаний и умений детей в восприятии и замысливания образа, применении изобразительных способов его воплощения. В системе работы используется сочетание разных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает занятия репродуктивного характера, то есть начальное ознакомление детей со способами изображения; и творческие занятия, включающие в себя анализ и сравнение нескольких узоров, составление новых комбинаций из данных элементов и самостоятельная компоновка узора на силуэте и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи.
В психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблеме разви¬тия у детей старшего дошкольного возраста умений в декоративно-прикладной дея¬тельности, особое место занимают труды Ветлугиной Н.А., Григорьевой Г.Г.. Дороновой Т.Н., Казаковой Т.Г., Комаровой Т.С, Князевой О.Л., Шпикаловой 'Г.Я. и др.
В представленной работе нами сделана попытка показать педагогические возможности развития художественно-творческих умений детей старшего дошко¬льного возраста.
Объект исследования: художественно-творческая деятельность детей в об¬ласти декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования: развитие художественно-творческих умений детей старшего дошкольного возраста .
Гипотеза: Развитию художественно-творческих умений детей старшего дошкольного возраста будет способствовать аналитико-диагностическое изучение особенностей сформированности умений художест¬венной деятельности, а также разработка содержания и организация специаль¬ных занятий ориентированных на актуализацию творческих возмож¬ностей детей.
Содержание занятий по декоративному рисованию включает два направ¬ления работы: репродуктивного (формирование знаний, умений и навыков) и творческого характера (развитие творческих умений на основе сформированных знаний, умений и навыков). Развитию художественно-творческих умений спо¬собствуют следующие педагогические условия: развитие интереса к изучению декоративно-прикладного искусства, последовательное усложнение деятельно¬сти, систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед; использование на занятиях технических средств обучения; применение разнооб¬разных материалов и техник работы с ними; сочетание индивидуальных и кол¬лективных форм работы с детьми; использование игровых моментов, художест¬венно-дидактических игр; создание развивающей среды.
Данные констатирующего эксперимента после проведения занятий репро¬дуктивного характера свидетельствуют, что эта серия занятий способствует в большей степени развитию знаний и умений (обработка результатов проводилась в рамках серии занятий по дымковской росписи), однако уровень развития художественно-творческих умений остается на невы¬соком уровне.
Сопоставив результаты констатирующего и контрольного обследований, мы пришли к выводу, что после проведения формирующего эксперимента (се¬рии занятий творческого характера) уровень развития художественно-творческих умений у детей стал выше.
Так, высокий уровень развития художественно-творческих умений у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы повысился до 80 %, в то время как на начальном этапе он составлял всего 0 % и остался прежним у детей контрольной группы - 0 %.
Средний уровень развития художественно-творческих умений у детей экспериментальной группы, при контрольном обследовании составляющий 50%. уменьшился до 20%, у контрольной группы - 60%.
Низкий уровень, что составлял на начальном этапе 50%, у эксперимен¬тальной группы снизился и составил после формирования 0%, в то время как у контрольной группы был 50%, стал - 40% (практически не изменился).
Таким образом, наблюдается положительная динамика в развитии худо¬жественно-творческих умений, о чем свидетельствуют полученные результаты при сопоставлении данных констатирующего и контрольного обследований.
Следовательно, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза: разви¬тию художественно-творческих умений будет способствовать разработка и ор¬ганизация специальных занятий, ориентированных на актуализацию творческих возможностей детей, подтвердилась.
Данная работа будет интересна для практических работников тем, что в этом направлении огромный простор для деятельности, т. к декоративно-прикладное искусство включает в себя очень много направлений ( росписи, лепка, аппликация, бисер, резьба, вышивка, тиснение на фольге и др.). Проработав одну тему, можно углубляться по многим направлениям (филимоново, дымка, городец, гжель, хохлома, и т.д.), нарабатывать интересный дидактический материал, обогащать информационно-техническими наработками, подбором музыкальных и литературных произведений, вовлекать в свою работу все заинтересованное окружение (от родителей, дедушек и бабушек до учителей начальной школы), проводить интегрированные занятия с узкими специалистами, использовать нетрадиционные способы рисования и др .
Данное направление будет всегда интересно дошкольникам, т.к включает огромное количество наглядности и занятий практического характера.
Категория: Мои статьи | Добавил: Мариша9363 (25.07.2014) | Автор: Якурина Марина Ивановна E
Просмотров: 1424 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]